Актуальная информация

Актуальная информация по противодействию коррупции

 

Коррупция является одной из основных угроз национальной безопасности страны. Она угрожает верховенству закона и правам человека, является серьезным барьером на пути здорового развития общества и подрывает его моральные устои, доверие к власти, препятствует конкуренции, затрудняет экономические и социальные преобразования, расширяет сектор теневой экономики и уменьшает налоговые поступления в бюджет. По этой причине эффективное противодействие коррупции, борьба с ней определена Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575, в качестве приоритетного направления деятельности государства.

В Республике Беларусь создана необходимая законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности общества. На системной основе проводится государственная политика по противодействию коррупции, реализуются соответствующие программы.

Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятый 20 июля 2006 г. (далее Закон).

Главными нормативными правовыми актами, которыми руководствуется Министерство здравоохранения Республики Беларусь и другие государственные органы при проведении работы по противодействию коррупции, являются законы Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»«О государственной службе в Республике Беларусь», Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. № 1732. Работа по профилактике коррупционных правонарушений и содействию профессиональной порядочности работников Министерства здравоохранения и подчиненных организаций проводится на системной основе и начинается уже на стадии их приема на работу.

В Законе дано определение понятия «коррупции» - умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.

Данный закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, направлен на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от  угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, иных организаций государственных должностных и приравненных к ним лиц,  путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений, устранения их последствий. Законом определен ряд ограничений и специальных требований для государственных должностных лиц, закреплены полномочия и права в сфере борьбы с коррупцией специальных подразделений органов прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.

В структуре коррупционных преступлений наибольший удельный вес составили преступления, связанные с хищениями путем злоупотребления служебными полномочиями, получением взятки, дачей взятки.

По основным видам экономической деятельности наибольшее количество коррупционных преступлений зарегистрируется в здравоохранении, сельском хозяйстве, образовании, промышленности.

В соответствии с действующим законодательством руководители всех организаций должны не только предупреждать и выявлять факты коррупции, но также сообщать об этих фактах в органы прокуратуры, внутренних дел или госбезопасности, и привлекать виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Методы, которые могут и должны применять руководители организаций в противодействии коррупции, весьма разнообразны и вытекают из требований Закона о борьбе с коррупцией, других актов антикоррупционного законодательства. Большое значение в профилактике коррупции имеет совершенствование кадровой работы, в том числе повышение требований к кандидатам на руководящие и материально ответственные должности, взыскательный контроль за трудовой и исполнительской дисциплиной. В обязательном порядке необходимо знакомить работников под роспись с должностными обязанностями и предупреждать об ответственности за их ненадлежащее исполнение.

Важное значение имеет пропаганда антикоррупционного законодательства и среди других работников предприятия, которые не являются государственными должностными или приравненными к ним лицами – обычных рабочих и служащих.  Зная законодательство, такие работники могут требовать от своих руководителей его исполнения, информировать уполномоченные органы о допущенных руководителями нарушениях, в том числе злоупотреблениях.

Существенную роль в выявлении и предупреждении коррупции играет надлежащим образом организованная контрольно-ревизионная работа.

По выявленным нарушениям необходимо принимать исчерпывающие меры реагирования, в том числе привлекать работников к дисциплинарной ответственности, взыскивать с них причиненный предприятию вред.

Нельзя допускать необоснованное освобождение работников от ответственности за допущенные нарушения, поскольку как у этих, так и у других работников возникнет убеждение, что нарушать и злоупотреблять можно совершенно безнаказанно. Иначе в результате, возникнет благоприятная почва для коррупции.

Таким образом, антикоррупционные мероприятия должны носить не эпизодический и кратковременный характер, а проводиться систематически и целенаправленно. Это позволит не только своевременно пресекать факты коррупции, но, что наиболее важно, выявлять и устранять причины и условия, ей способствующие, создаст благоприятные условия для нормальной и эффективной финансово-хозяйственной и иной деятельности организаций.

Виды правонарушений согласно Закону (статьи 20 и 21 Закона)

  1. Правонарушения, создающие условия для коррупции:
  • нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами Республики Беларусь порядка рассмотрения обращений физических или юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;
  • создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
  • требование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение порядка ее предоставления и использования, установленного законодательством Республики Беларусь.

Совершение указанных правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

  1. Коррупционные правонарушения:
  • вымогательство имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
  • действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
  • принятие имущества (подарков) или другой выгоды в виде услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий;
  • принятие приглашения в туристическую, лечебно-оздоровительную или иную поездку за счет физических и (или) юридических лиц;
  • использование в личных, групповых и иных внеслужебных интересах предоставленного имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь;

Совершение указанных правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РБ от 02.05.23г. №289 "О порядке сдачи, учета, хранения, определения стоимости и реализации имущества, в том числе подарка"

Методические рекомендации по организации антикоррупционной работы в системе здравоохранения

Стратегия борьбы с коррупцией

 

Антикоррупционная памятка для государственных  должностных лиц

Антикоррупционная памятка для лиц, приравненных к государственным должностным лицам